Адаптация учащихся 5 классов
В чем особенность адаптации пятиклассников?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.
Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной в среднюю школу?
Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка?
Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но - действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и гимназии.
А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?
Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 2 -3 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с "двойками", в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.
Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курение, много времени проводят за компьютерными играми. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся пятых классов.
1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы,
учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
2. Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять
учащимся, за что он получил ту или иную оценку.
3. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам
самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую
работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития»
ученика.
4. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности,
на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность -
общение.
5. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности
сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на
продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько
способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
6. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую
задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что
поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов
детей.
7. При организации воспитательной работы использовать возможности включения
пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками
мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.
Алгоритм работы по профилактике дезадаптации:
1. Чаще называть ребенка по имени.
2. Чаще хвалить в присутствии других детей.
3. Использовать только методы положительного стимулирования.
4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Использовать только относительные
оценки «шкалы роста» самого ребенка.
5. Обязательно обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что
аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
6. Старайтесь уважительно относиться к потребности ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
1. Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.
10. Прочтите литературу из рекомендуемого списка. Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы.
11. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.